Канаты стальные

Компания Грузоподъем предлагает купить стальной канат в Ульяновске ГОСТ, DIN,EN мерами от одного погонного метра до поставок заводскими барабанами.

  • Прямые поставки канатной продукции от заводов-производителей и прямых импортеров канатов европейского и азиатского производства
  • Сформированный широкий ассортимент стальных канатов различных ГОСТов для быстрого обеспечения большинства возникающих потребностей наших покупателей
  • Мы держим на складах не только светлый, но и оцинкованный грузоподъемный трос, трос из нержавеющей стали
  • Автоматическая резка каната с помощью специального отмоточного оборудования позволяет осуществлять смотку каната как в бухты,так и на деревянные барабаны
  • Автоматический отмоточный станок позволяет в кратчайшие сроки подготовить к отгрузке даже крупный заказ стальных канатов   

Мы предлагаем следующую канатную продукцию со складов нашей организации:

Купить стальной канат трос ГОСТ 2688-80. Отличный универсальный грузоподъемный стальной канат на тельфер,трос на лебедку, канат на мостовой,козловой кран,подъемный канат на кран-балку. 

Купить мягкий стальной трос канат ГОСТ 7668-80 . Отличный гибкий стальной канат для производства строп, заплетки,чокеров.

Купить лифтовый канат ГОСТ 3077-80, лифтовый канат EN 12385, DIN 3062. Грузолюдской канат для лифтов в наличии.

Купить канат стальной с металлическим сердечником ГОСТ 7669-80 , ГОСТ 14954-80

Купить оцинкованный стальной канат ГОСТ 3067-88 для растяжек, крепления. Используется также как канат для автомобильных лебедок Спрут и др.

Купить некрутящийся многопрядный канат стальной для автокрана Галичанин.

Купить некрутящийся многопрядный канат стальной для автокрана Клинцы

Купить нержавеющий трос для установки погружного насоса в скважину

Классификация и обозначение отечественных стальных канатов

КРАТКИЙ СПРАВОЧНИК

КЛАССИФИКАЦИЯ СТАЛЬНЫХ КАНАТОВ

Сначала рассмотрим основные конструкционные характеристики канатов. Они определяют свойства каната и его назначение.

ДАННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ НЕ МОГУТ МЕНЯТЬСЯ ВНУТРИ ОДНОГО ГОСТА И НЕ УКАЗЫВАЮТСЯ В УСЛОВНОМ ОБОЗНАЧЕНИИ КАНАТА, ОПРЕДЕЛЯЯСЬ САМИМ ГОСТ КАНАТА.  

 

1. Основная конструкция каната

  • Канаты одинарной свивки. 

    Данные канаты свиты из проволок по спирали в один или несколько слоев. Их структура одноуровневая, т.е. их единственной структурной единицей является проволока.

         

    Канаты одинарной свивки, среди прочего, сами используются в качестве прядей для канатов двойной свивки.

         Примеры: ГОСТ 3063-80, 3064-80

         Канаты, изготовленные по этим ГОСТам, характеризуются высокой жесткостью и сопротивляемостью осевому растяжению, благодаря чему они используются в статических конструкциях (растяжки, загородительные сооружения, опорные канаты подвесных конструкций)

  • Канаты двойной свивки.

         Данные канаты свиты из прядей в один или несколько слоев. Их структуру можно назвать двухуровневой, т.е. данный канат можно сначала разобрать на отдельные пряди, а затем каждую прядь на отдельные проволоки. 

       

    Канаты двойной свивки могут быть однослойными (один слой прядей вокруг сердечника) или многослойными (например, ГОСТ 3088-80)   

         

   Однослойные шестипрядные канаты двойной свивки - наиболее распространенный тип канатов. Примеры: ГОСТ 2688-80, 7668-80

   Они используются как основные канаты подъема на всевозможных грузоподъемных механизмах, при производстве строп и прочее.

   Канаты двойной свивки, используемые в производстве канатов с более сложной структурой, называют стренгами

   Так же они могут использоваться в качестве сердечника при производстве других видов каната с металлическим сердечником.

  • Канаты тройной свивки  состоят из стренг, свитых по спирали в один концентрический слой.  Их структуру можно назвать трехуровневой, т.е. данный канат можно сначала разобрать на отдельные стренги, каждую стренгу  на отдельные пряди, а затем каждую прядь на отдельные проволоки. Канаты тройной свивки встречаются редко и применяются в ситуациях, когда необходима максимальная гибкость каната. Пример: ГОСТ 3089-80

2. Тип свивки проволок в прядях

  • ТК - канаты с точечным касанием проволок в прядях.

Пряди канатов с точечным касанием проволок изготавливаются послойно в несколько производственных этапов, т.к. свивка каждого слоя проволок сопутствуется сменой угла свивки относительно оси каната и шага свивки. Таким образом, проволоки соседних слоев касаются друг друга только в точках соприкосновения, что и явилось причиной названия данного способа свивки.

Свивка точечного касания может быть с одинаковым направлением свивки и с разным направлением свивки.


                       

Канаты ТК характеризуются высоким износом проволок в процессе интенсивной работы в результате напряжения и трения в местах контакта проволок соседних слоев. Так же такой способ свивки ведет к малой степени заполнения сечения каната металлом. Именно поэтому данные канаты не рекомендованы к использованию на ответственных и интенсивно эксплуатируемых механизмах, подразумевающих постоянные рывки и изгибы каната. 

Примеры: ГОСТ 3070-88, 3071-88, 3067-88, 3068-88

Такие канаты используются для изготовления строп, канатов крепления, тяговых канатов некоторых видов ручных и автомобильных лебедок неинтенсивного использования.

  • ЛК - канаты с линейным касанием проволок в прядях.

Прядь канатов с линейным касанием проволок всегда имеет одно направление  и одинаковый шаг свивки проволок. Сочетанием различных диаметров проволок в слоях достигается касание их друг друга по всей спиральной линии шага свивки. Таким образом, нагрузки, оказываемые на проволоки каната, не ведут к точечному напряжению, а равномерно распределяются. Так же такой способ свивки обеспечивает максимальную заполняемость металлом сечения каната.

Пряди с линейным касанием проволок изготовляют за один технологический прием; при этом сохраняется постоянство шага свивки и одинаковое направление свивки проволок для всех слоев пряди, что при правильном подборе диаметров проволоки по слоям, дает получение линейного касания проволок между слоями. В результате значительно снижается износ проволок и резко возрастает работоспособность канатов с линейным касанием проволок в прядях в сравнении с работоспособностью канатов типа ТК.

Канаты с линейным касанием проволок в зависимости от сочетания диаметров проволок в прядях в свою очередь подразделяются:

ЛК-О

 Канаты этой группы характеризуюся одинаковым (О) диаметром всех проволок каждого слоя. При этом диаметр проволок  может быть одинаковым во всех слоях пряди (например, ГОСТ 3066-80, 3069-80), а может быть различным послойно ( ГОСТ 3077-80, 3083-80).   

           

Канаты ЛК-О отличаются устойчивостью к поверхностному истиранию за счет увеличенного диаметра проволок во внешнем слое каждой пряди. Данное свойство ценно при интенсивной работе каната на блоках, что обуславливает их широкое распространение в лифтовых подъемных механизмах.

Одновременно данная особенность конструкции делает канаты этого типа менее гибкими, что ведет к увеличению радиусов блоков, по которым проходит канат, и барабанов лебедок, на которые он укладывается. Чтобы компенсировать данный недостаток канатов ЛК-О, производство лифтовых канатов идет путем увеличения количества прядей каната. Например, все большее распространение в грузолюдских лифтах получают восьмипрядные канаты повышенной гибкости ЛК-О EN12385-5 (ранее DIN3062).

ЛК-Р

 Канаты этой группы характеризуюся различным (Р) диаметром проволоки в наружнем слое каждой пряди.

 Канаты ЛК-Р обладают высокими прочностными характеристиками в сочетании с приемлемыми для большинства видов техники показателями гибкости. Проволоки большего размера во внешнем слое каждой пряди обеспечивают устойчивость к абразивному износу каната, тогда как проволоки меньшего сечения определяют гибкость каната. 

Канаты данного типа чрезвычайно распространены и используются на целом ряде видов грузоподъемной и другой техники. Их можно назвать "рабочими лошадками" среди канатов. Так, к ним относятся канаты, исполненные в соответствии ГОСТ 2688-80. Это, пожалуй, самый востребуемый и применяемый канат в России. Он устанавливался на большинство советских мостовых, козловых, автомобильных и даже башенных кранов, тельферы и лебедки различного исполнения и назначения. Его универсальность обеспечивается балансом между устойчивостью к износу и способностью выдерживать разнонаправленные изгибающие нагрузки. Исполнен он на органическом сердечнике, каждая из шести прядей состоит из центральной проволоки, затем свивается первый слой из шести проволок одинакового сечения. Внешний слой имеет следующую структуру: 6 проволок большего сечения  укладывают однонаправленно с проволоками первого слоя (линейное касание проволок) в межпроволочную бороздку первого слоя; между ними  свивают еще 6 проволок меньшего диаметра. Они уже линейно контактируют с наиболее удаленной от центра пряди поверхностью проволок первого слоя, раполагаясь как-бы над ними. Диаметры проволок подобраны при этом таким образом, что внешний контур пряди приближен к окружности.

Так же к канатам ЛК-Р относятся ГОСТ 3089-80, 14954-80

ЛК-З

Канаты этой группы имеют в своей структуре проволоки заполнения (З).  Такие канаты характеризуются одинаковым и небольшим диаметром проволок в слоях пряди вокруг центральной проволоки с чуть большим диаметром, а для большей наполненности и стабильности конструкции в межпроволочные пространства первого слоя повиваваются проволоки заполнения. Отсутствие во внешнем ряде проволок с увеличенным диаметром служит повышению гибкости каната и, следовательно, уменьшению диаметров канатопроводящих и канатопринимающих деталей механизмов, на которых применяется канат. Но минусом данной группы канатов является склонность к быстрому разрушению структуры и потере работоспособности в условиях воздействия влажности и агрессивных веществ, т.к. тонкие проволоки заполнения быстро корродируют.

К канатам ЛК-З относятся ГОСТ 7665-80, 7667-80

         

ЛК-РО

В структуре каждой пряди канатов, относящихся к этой группе канатов с линейным касанием проволок, одновременно есть слои как с одинаковым, так и с разным диаметром проволоки. Наиболее распространенные ГОСТы, относящиеся к данной группе канатов - ГОСТ 7668-80 (с органическим сердечником) и ГОСТ 7669-80 (с сердечником металлическим). Данные канаты универсальны в использовании, отличаются хорошим сочетанием гибкости и стойкости к абразивному воздействию, истиранию при работе на полиспастных системах. Достигается это сочетание тем, что внешний слой проволок каждой пряди каната имеет одинаковый и относительно большой диаметр сечения. Эти проволоки принимают на себя всю истирающую нагрузку от шкивов и блоков механизмов, являясь "броней" для расположенных под ними слоев. Внутренняя структура являет собой сочетание увеличенного количества проволок различного более мелкого диаметра, плотно свитых в пряди с применением линейного касания. Наполненность металлом у таких прядей намного выше. Если у каната по ГОСТ 2688 каждая прядь состоит из 19 проволок, то у каната ГОСТ 7668-80 и ГОСТ 7669-80 их 36! Конечно, их способность к изгибу вследствие этого несопоставима!  При этом стоимость каната ЛК-РО всегда выше ЛК-Р при одинаковом диаметре. 

           

  • ТЛК-О - канаты с комбинированным точечно-линейным касанием проволок в прядях.

Такие канаты имеют в своей структуре центральную прядь, свитую с линейным касанием проволок, на которую сверху навиваются внешние слои проволок одинакового сечения с точечным касанием.

Пример: ГОСТ 3079-80

  • ПК - канаты с полосовым касанием

Пряди таких канатов представляют из себя пряди с линейным касанием, прошедшие процесс силового обжатия на специальной технологической ступени производства канатов, вследствие чего круглые проволоки приобретают фасонное сечение. В прядях линейного касания проволок создается уже не линейный, а полосовой контакт. Применение такой операции в производстве канатов повышает их долговечность на 30-50% и прочность на разрыв на 12-15%.

Пример: ТУ25.93.11-030-00187263-2021

 

3. Материал сердечника

  • МС - канаты с металлическим сердечником.

Сердечником каната является проволочная прядь или канат двойной свивки с сердечником из металлической пряди.

Канаты с металлическим сердечником устанавливают на технику в случаях многослойной навивки на барабан, т.к. металлический сердечник не позволяет деформироваться канату под давлением, оказываемом вышележащими витками каната. Также такие канаты лучше сопротивляются рывковым нагрузкам, они незаменимы в условиях высоких температур.

  • ОС - канаты с органическим сердечником.

Пряди каната свиваются вокруг изготвленного из натуральных или синтетических волокон сердечника. Материалом для изготовления в большинстве случаев являются пеньковое, сизалевое или полипропиленовое волокно, но встречаются и другие виды материалов. Конкретная информация о материале сердечника содержится в сертификате соответствия на партию каната. 

Канаты с органическим сердечником более гибкие. Органический сердечник (особенно из натуральных волокон) так же выступает аккумулятором смазки, предотвращая преждевременную коррозию проволок и их поверхностный износ при работе на блоках.

 

Теперь рассмотрим характеристики и признаки канатов, вариативные уже внутри одного ГОСТ.  То есть это те признаки, которые отражаются в условном обозначении каната.

Каждый канат, выпускаемый отечественной промышленностью в рамках ГОСТ 3241-91, имеет собственное обозначение, выраженное в буквенно-цифровом коде. Именно в нем зашифрованы все технические характеристики, особенности его конструкции, а так же назначение каната. Каждая характеристика в этом коде имеет свое место и обозначается последовательно в одном и том же порядке. Некоторые значения отдельных характеристик, наиболее часто встречаемые в выпускаемом ряду канатов, принято не обозначать кодом, а просто данный показатель пропускается в последовательности цифр и кодов.

Для примера возьмем условное обозначение каната, в котором обозначены следующий перечень характеристик:

Канат 10,5-ГЛ-ВК-С-Л-О-Н-Р-Т-1770 ГОСТ 3077–80

и разберем каждый показатель попозиционно.

Диаметр каната

Обращаем ваше внимание, что каждый ГОСТ имеет строго определенный перечень выпускаемых диаметров. При ручном замере диаметра каната нужно сопоставить полученные данные с возможными диаметрами канатов, выпускаемых в рамках данного ГОСТа. Так же стоит ознакомиться с предельными отклонениями по диаметру каната согласно ГОСТ 3241-91

Назначение каната

Г - канат грузового назначения

ГЛ - канат грузо-людского назначения. Только такие канаты могут использоваться на механизмах, предназначенных для транспортировки людей.

Механические свойства проволоки каната (ГОСТ 7372-79). Технический параметр, связанный с разницей погрешностей характеристик проволоки разных групп, в том числе, допускаемый разбег временного сопротивления разрыву

ВК - марка проволоки высокого качества

В - марка проволоки повышенного качества

1 - марка проволоки нормального качества

Покрытие проволок в канате определяет наличие цинкового покрытия на поверхности проволок каната и его поверхностную плотность согласно п.2.8 ГОСТ 7372-79

С - цинковое покрытие проволок для средних агрессивных условий среды

Ж - цинковое покрытие проволок для жестких агрессивных условий среды

ОЖ - цинковое покрытие проволок для особо жестких агрессивных условий среды

--- - при отсутствии цинкового покрытия данный параметр пропускается в обозначении каната. Т.е. если в обозначении каната вы не видите кода С, Ж или ОЖ, то это неоцинкованный канат из светлой проволоки

Пример: Канат 10,5-ГЛ-ВК-С-Л-О-Н-Р-Т-1770 ГОСТ 3077–80 - оцинкованный канат (группа С)

               Канат 10,5-ГЛ-ВК-Л-О-Н-Р-Т-1770 ГОСТ 3077–80 - аналогичный канат из светлой проволоки без покрытия

Направление свивки каната

Л - левая свивка

--- - правая свивка. При правом направлении свивки каната данный параметр пропускается в обозначении каната

Пример: Канат 10,5-ГЛ-ВК-С-Л-О-Н-Р-Т-1770 ГОСТ 3077–80 - канат левой свивки

               Канат 10,5-ГЛ-ВК-С-О-Н-Р-Т-1770 ГОСТ 3077–80 - канат правой свивки

Направление свивки каната определяется:

для канатов одинарной свивки - направлением свивки проволок наружного слоя,

для канатов двойной свивки - направлением свивки прядей наружного слоя,

для канатов тройной свивки - направлением свивки стренг в канат.

Для определения направления свивки проведите воображаемую стрелку по межпрядной борозде каната сверху вниз (см. рис.). Если данная стрелка будет указывать направо, то это правая свивка; если налево, то левая.

 

Сочетание направлений свивки каната и его элементов (проволок или стрэнг). Данный признак актуален только для канатов двойной и тройной свивки:

--- - крестовая свивка (направление свивки каната и направление свивки проволок внешнего слоя прядей (или стрэнг у канатов тройной свивки) противоположны). При крестовой свивке каната данный параметр пропускается в обозначении каната

О - односторонняя свивка (направление свивки прядей в канате и направление свивки проволоки в каждой пряди одинаковы) 

К - комбинированная свивка (во внешнем слое каната присутствуют как пряди, в в которых направление свивки проволок совпадает с направлением свивки каната, так и пряди, в которых направление свивки проволок противоположно направлению свивки каната)

   

Способ свивки

Н - нераскручивающиеся. Производятся с применением операции предварительной деформации при свивке проволок в пряди и прядей в канат. Отличаются тем, что при снятии фиксирующего бандажа на конце каната пряди и проволоки не стремятся раскрутиться в обратном свивке каната направлению,другими словами, канат не расплетается. Подавляющее большинство канатов сейчас проходят эту стадию при производстве по умолчанию.

Данный параметр часто путают со свойством малокрутящийся и некрутящийся канат, что в корне не верно. 

--- - раскручивающиеся

Степень уравновешенности 

Р - рихтованный канат. Такой канат после своей свивки проходит технологический этап рихтовки,который позволяет снять оставшееся напряжение от деформации проволок.В результате, канат не теряет своей прямолинейности в свободном подвешенном состоянии или на горизонтальной плоскости. 

Надо отметить, что почти для всех канатов, производимых с целью установки на технику с более или менее ответственным назначением, процесс рихтовки производится по умолчанию. 

--- - нерихтованный канат- вследствие оставшихся напряжений деформации проволок и прядей, полученных в процессе изготовления каната, канат нерихтованный при подвешивании имеет заметную непрямолинейность (изгибы), а его нижний конец стремится описать окружность. Если канат нерихтованный, данный параметр пропускается в обозначении каната

Точность изготовления

Данный параметр определяется установленными требованиями к предельным отклонениям по диаметру каната и отражены в п. 2.1.10 ГОСТ 3241-91

--- - нормальная точность. Не указывается в обозначении каната

Т - повышенная точность. 

Маркировочная группа проволоки по временному сопротивлению разрыву

Измеряется Н/мм2 сечения проволоки (кгс/ мм2). В стальных канатах применяют следующие группы проволоки, которые определяют прочностные характеристики: 1370 (140), 1470 (150), 1570 (160), 1670 (170), 1770 (180), 1860 (190), 1960 (200), 2060 (210), 2160 (220) (выделены наиболее распространенные в современных канатах группы).

 

Контроль и нормы браковки стального каната

КРАТКИЙ СПРАВОЧНИК

Основные положения в соответствии с РД РОСЭК 012-97  

Важно!

Канаты, установленные на подъемных сооружениях:

  • стационарных и мобильных кранах
  • лифтах (пассажирских и грузовых)
  • подъемниках (вышках)
  • подвесных канатных дорогах
  • лебедках

следует рассматривать как невосстанавливаемые изделия, требующие обязательной  замены при снижении прочности до критического состояния.

1. Периодичность контроля стальных канатов:

  • ежесменные осмотры стальных канатов осуществляются крановщиками, лифтерами, машинистами, слесарями, электромонтерами, электромеханиками и т.д. перед началом работы
  • периодические осмотры выполняются инженерно-техническими работниками, ответственными за содержание подъемного сооружения в исправном состоянии, каждые десять дней с записью результатов в журнале
  • специальные осмотры канатов проводятся при технических освидетельствованиях с помощью дефектоскопов, позволяющих контролировать обрывы проволок по всей длине каната, наличие коррозии, износа внутренних и наружных проволок, потерю сечения.

Персонал, осуществляющий ремонт и обслуживание подъемных сооружений, проводит осмотры канатов в соответствии с инструкцией по эксплуатации.

Особое внимание при всех видах осмотра следует обращать на участки каната:

  • проходящие через блоки
  • у заделки концов каната
  • крепления на барабане, кабине и противовесе
  • подверженные истиранию и нагреву
  • внутреннюю часть в местах интенсивного износа, коррозии и обрывов проволок.

 

Описание  методов и средств контроля стальных канатов смотрите в полной редакции РД РОСЭК 012-97 в разделе Документация

2. Безопасность использования канатов устанавливается на основе следующих критериев браковки стальных канатов:

  • характера и числа обрывов проволок на фиксированной длине (рис. 1, 2, 3);
  • наличия мест сосредоточения обрывов проволок;
  • поверхностного и внутреннего износа;
  • поверхностной и внутренней коррозии;
  • выхода одной и более проволок наружного слоя из замка (для канатов закрытой конструкции);
  • разрыва одной или нескольких прядей;
  • местного уменьшения диаметра каната, включая разрыв сердечника;
  • уменьшения площади поперечного металлического сечения проволок каната (потери внутреннего сечения);
  • деформации в виде волнистости, корзинообразности, выдавливания проволок и прядей, раздавливания прядей, заломов, перегибов и т.п.;
  • повреждений в результате температурного воздействия или электрического дугового разряда;
  • изменения параметров свивки (для несущих канатов и оттяжек, закрепленных от вращения);
  • интенсивности возрастания остаточного удлинения после приработки каната.

 

          Рис.1. Обрывы проволок каната крестовой свивки

Рис.2. Сочетание обрывов проволок с их износом: а - каната крестовой свивки;

б - каната односторонней свивки

Рис.3. Обрывы проволок в зоне уравнительного блока: а - в нескольких прядях каната;

б - в двух прядях в сочетании с местным износом

 

Подсчет обрывов наружных проволок необходимо производить на участках каната с наибольшим количеством обрывов с учетом того, что два конца оборванной проволоки считаются за один обрыв; в случае, если виден один конец проволоки, а второй не вышел наружу - считается также один обрыв. Суммируя таким образом обрывы проволок на участках каната длиной 6 диаметров каната или 30 диаметров каната, получают общее число обрывов на данных участках.

Характер и число обрывов проволок и прядей смотрите в полной редакции РД РОСЭК 012-97 в разделе Документация

3. Поверхностный и внутренний износ, коррозия

Канат бракуется при уменьшении диаметра наружных проволок в результате износа или коррозии на 40% и более (рис.4 и 5). При этом износ наружных проволок оценивается без учета длины площадки износа. Износ одной проволоки на 40% и более приравнивается к обрыву.

Примечание: В связи с тем, что измерить износ необорванных проволок затруднительно, при необходимости можно использовать метод определения износа, заключающийся в замере ширины и длины лыски изношенной проволоки (рис.6). В табл.1 показаны соотношения измеряемых параметров (ширины и длины лыски) в зависимости от степени износа наружной проволоки.

Рис.4. Износ наружных проволок каната:

 а - небольшие лыски на отдельных проволоках (уменьшение диаметра каната на 2%);

б - удлинение лысок в проволоках (уменьшение диаметра каната на 4%);

в - интенсивный износ всех наружных проволок каната (уменьшение диаметра на 7%)

Рис.5. Поверхностная коррозия проволок каната:

а - начальное окисление поверхности отдельных проволок (уменьшение диаметра каната на 2%);

б - заметное окисление поверхности всех проволок (уменьшение диаметра каната на 4%);

в - интенсивная коррозия проволок (уменьшение диаметра каната на 7%)

 

Рис.6. Схема для определения износа наружных проволок

 

Таблица 1

Определение износа проволок по длине и ширине лыски

Уменьшение диаметра проволок в результате износа, %

Ширина лыски, отнесенная к диаметру проволоки, d/b

Длина лыски, отнесенная к диаметру проволоки, l/b

0

0

0

10

0,6

4,92

15

0,71

5,82

20

0,8

6,56

25

0,86

7,05

30

0,93

7,63

40

0,98

8

 

Визуально износ проволок при уменьшении их диаметра на 40% и более подтверждается исчезновением впадин между проволоками, появлением плоских поверхностей (граней) наружных проволок, общим металлическим блеском в местах интенсивного износа (рис.4, б и в).

Канат закрытой конструкции бракуется при уменьшении высоты наружной проволоки более 50% в результате износа.

4. Местное уменьшение диаметра каната

При уменьшении диаметра каната в результате поверхностного износа (рис.2) или коррозии (рис.5) на 7% и более по сравнению с номинальным диаметром канат подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок.

Местное уменьшение или увеличение диаметра, выдавливание металлического сердечника - эти дефекты часто встречаются при эксплуатации каната с металлическим сердечником. При изгибе каната на блоке происходит смещение сердечника относительно слоев прядей.

При движении каната без нагрузки на одном конце каната происходит накапливание избыточной длины сердечника, а на другом дополнительное его растяжение. Под действием динамических нагрузок возможен порыв натянутого сердечника и, как следствие, уменьшение диаметра каната на этом участке (рис.7).

Рис.7. Местное уменьшение диаметра каната на месте разрушения органического сердечника

Канат подлежит браковке при уменьшении диаметра каната в результате повреждения сердечника - внутреннего износа, обмятия, разрыва и т.д. (на 3% от номинального диаметра у малокрутящихся канатов и на 10% у остальных канатов).

Диаметр каната определяется как среднее из двух значений, измеренных перпендикулярно друг другу.

Уменьшение диаметра возможно также у каната с органическим сердечником вследствие старения волокон сердечника, которое устанавливается при внутреннем контроле каната.

На конце каната, в котором происходит накапливание сердечника, возможно увеличение его диаметра (рис.8), которое усугубляется раскручиванием каната на рассматриваемом участке. При более интенсивном раскручивании между прядями появляются зазоры такой величины, что под воздействием динамических нагрузок металлический сердечник раздвигает соседние пряди и выходит наружу (рис.9). При обнаружении такого дефекта канат бракуется.

Рис.8. Местное увеличение диаметра каната

Рис.9. Выдавливание сердечника

 

При обнаружении увеличения диаметра на 7% канат подлежит браковке.

Увеличение диаметра может иметь место у канатов с органическим сердечником, когда под воздействием влаги и низких температур разбухший сердечник замерзает, увеличивая наружный диаметр каната.

 

5. Уменьшение площади поперечного сечения проволок каната

При регистрации с помощью дефектоскопа потери сечения металла проволок выше нормы, установленной для конкретного подъемного сооружения, канат должен браковаться.

При эксплуатации в большинстве случаев канат теряет свою прочность из-за потери металлического сечения, происходящей вследствие совместного влияния изнашивания проволок или коррозии с их обрывами (рис.10).

Рис.10. Уменьшение площади поперечного сечения проволок

(интенсивная внутренняя коррозия)

 

При наличии у каната поверхностного износа или коррозии проволок число обрывов, как признак браковки, должно быть уменьшено в соответствии с данными табл.2.

Таблица 2

Изменение критериев браковки канатов при совместном влиянии поверхностного износа (или коррозии) и обрывов проволок

Процент уменьшения диаметра проволок в результате износа или коррозии

Процент уменьшения нормы браковки по числу обрывов проволок на участке каната длиной 6d 

(30d)

Процент уменьшения диаметра каната (d) конкретных конструкций

   

ГОСТ 2688-80

ГОСТ 3077-80

ГОСТ 7668-80

ГОСТ 7669-80

0

100

0

0

0

0

10

85

1,4

1,6

1,1

1,2

15

75

2,1

2,3

1,7

1,8

20

70

2,9

3,1

2,2

2,3

25

60

3,6

3,8

2,8

3,0

30

50

4,2-5,6

4,7

3,4

3,7

40 и более

Канат бракуется

5,7

6,2

4,4

4,6

 

6. Деформация каната

Канат подлежит браковке при наличии волнистости с соотношением dв/d > 1,33. Длина рассматриваемого участка не должна превышать 25d.

Волнистость - вид деформации каната, при которой его продольная ось принимает форму спирали с шагом Нв и диаметром dв (рис.11). Чаще всего появляется в канатах с металлическим сердечником при их эксплуатации на блоках с изношенными ручьями в сочетании со значительными нагрузками от кручения и растяжения. В случае несовпадения направлений спирали волнистости и свивки каната прочность каната не уменьшается, хотя при эксплуатации канат ускоренно изнашивается на этом участке.

Рис.11. Волнистость каната

 

Канат, у которого направление спирали волнистости совпадает с направлением свивки каната - бракуется при dв >1,08d, а также при появлении на участке волнистости первых обрывов проволок.

Наиболее опасной является волнистость, направление спирали которой совпадает с направлением свивки каната, при этом шаги спирали волнистости Нв и свивки каната Н одинаковы. Канат на этом участке состоит из прядей неодинаковой длины, самая короткая прядь постоянно находится на вогнутой стороне изогнутого каната, а длинная - на выпуклой стороне. При эксплуатации такого каната пряди его на этом участке нагружаются неодинаково: перегружаются короткие пряди и недогружаются длинные.

 

Канат подлежит браковке при визуальном обнаружении его сплющивания по длине.

Сплющивание каната (рис.12) происходит при значительном (близком к предельно допустимому) износе ручья блока. При нарушении известного соотношения между радиусом ручья блока R и диаметром каната d, т.е. R >0,58d, канат опирается на поверхность блока или барабана только одной прядью, а не тремя, как при неизношенном блоке. При приложении динамической нагрузки круглое сечение каната становится овальным в результате пластических деформаций проволок. После снятия нагрузки восстановления круглой формы каната на этом участке не происходит. Раздавливание каната также происходит часто в результате механического воздействия.

Рис.12. Сплющивание каната

 

Расслоение каната (выдавливание трех и более проволок) на участке каната длиной 6d является основанием для браковки.

Расслоение каната (или выдавливание проволок) характеризуется сгоном избыточных длин проволок на отдельные участки каната (рис.13), под воздействием больших сил трения скольжения, проявляющихся из-за затруднительного вращения блоков или при действии динамических нагрузок.

Рис.13. Выдавливание проволок прядей: а - в одной пряди; б - в нескольких прядях

 

Весь текст представлен в полной редакции РД РОСЭК 012-97 в разделе Документация

КАЛЬКУЛЯТОР СТРОП ОНЛАЙН ЗАЯВКА